Григорян Е.Н. к.пс.н.,
доцент кафедры психологии образованияУрГПУ,
педагог-психолог БМАДОУ
«Детский сад №12 «Радуга»
Организация групповых форм работы с родителями в ДОУ в условиях внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования)
Семья и дошкольное образовательное учреждение являются важнейшими институтами социализации ребенка, и только при условии их взаимодействия становится возможным всестороннее развитие детей. Введение должности педагога-психолога в системе образования позволило обозначить новые пути взаимодействия между семьей и образовательным учреждением в условиях гуманистической парадигмы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013г.) сделан акцент на психолого-педагогических условиях, включающих «…поддержку Организацией и педагогами родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс» [3].
Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12«Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей», г.Березовский, являясь пилотной площадкой по апробации и внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог» [2] на территории Свердловской области, выстраивает работу с учетом региональной специфики оказания психолого-педагогической помощи, обеспечивая условия для эффективного внедрения Стандарта. Согласно профессиональному стандарту, деятельность педагога-психолога в ДОУ направлена на психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ, что обеспечивается реализацией трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт педагога-психолога. Одной из таких функций является психологическое консультирование субъектов образовательного процесса – родителей и педагогов[2].
В настоящее время, в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком, признается приоритет семейного воспитания над общественным. В связи с тем, что индивидуальность ребенка изначально формируется именно в семье, воспитательная работа в детском саду должна строиться с учетом данного факта, что, позволит раскрыть потенциальные возможности каждого дошкольника. В свою очередь,оптимизация взаимодействия родителей, педагогов и психологов будет способствовать эффективному решению задач сопровождения личностного и возрастного развития детей.
В системе родительско-детских отношений родитель является ведущим звеном и от него в большей мере зависит, как складываются эти отношения. Поэтому одной из задач работы с родителями является формирование навыков сотрудничества с ребенком. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье. Ведь при нарушенных отношениях в семье вопрос осуществления воспитательных функций весьма проблематичен.
Групповые методы работы представлены и осмыслены в различных теоретических концепциях. В последнее время они приобретают все большую популярность и, как отмечает Л.А. Петровская, «стали подлинным знамением времени как в силу экономичности, так и в силу своей эффективности, в ряде случаев более высокой по сравнению с индивидуальной работой»[1].
В зарубежной психологии и педагогике родительские группы зарекомендовали себя как эффективная форма обучения и решения психологических проблем родителей (А. Адлер, Т. Гордон, Р. Дрейкус, Х. Джайнотт и др.). В отечественной науке и практике взаимодействие психолога с родителями проводится в основном в рамках психологической консультации. До недавнего времени упоминание работы с родительскими группами можно найти лишь в некоторых исследованиях (А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, А.И. Захаров), причем чаще всего такая работа сама по себе не является самоцелью, а проводится как дополнение к коррекционной программе, проводимой с детьми, или является составной частью проведения психологической коррекции. В последнее время направление, использующее групповые формы работы с родителями, стало развиваться более активно. Ряд психологов (Е.В. Сидоренко, И.М. Марковская, М.Ю. Ермихина, Васягина Н.Н., Е.А. Тетерлева, Рыбакова Е.Н. и др.) предлагают технологии работы с родителями. Наблюдается тенденция рассматривать родительство не просто как обеспечение условий для развития ребенка, но как некий этап развития самосознания личности. И в соответствии с данным положением выстраиваются программы работы.
К групповым формам работы педагога-психолога с родителями относятся: тренинги, тематические консультации и семинары, круглые столы, и другие.
В условиях дошкольного образовательного учреждения наиболее оптимальной, на наш взгляд, формой организации групповой работы, является родительский клуб «Родительский всеобуч». Работа клуба предполагает реализацию трех взаимодополняющих блоков: диагностического, информационного и развивающего.
Диагностический блок заключается как в получении информации о затруднениях, проблемах, возникающих в детско-родительских отношениях, первоначальной психодиагностике взаимоотношений родителей и ребенка перед проведением занятий, так и в последующей диагностике во время проведения работы, в том числе совместных занятий для родителей и детей.
Информационный блок раскрывается в конкретном содержании тех знаний, которые стремится донести педагог-психолог до участников.
Развивающий блок состоит в формировании и закреплении эффективных навыков взаимодействия с ребенком, в развитии рефлексии, предоставляет возможности активного самопознания и познания своего ребенка.
Организация групповых форм работы с родителями, в рамках клуба, реализуется в три основных этапа.
На подготовительном этапе происходит определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование, дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей, а так же формулирование целей и задач работы клуба «Родительский всеобуч».
Цель программы состоит в оказании практической помощи родителям в организации совместной и самостоятельной деятельности ребенка в семье, как участникам образовательного процесса детей.
Задачи программы включают:
O Информирование родителей о возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;
O Обучение эффективным способам общения с ребенком и тактикам поведения впроблемных ситуацияхего развития;
O Предоставление рекомендаций по запросу родителей.
На организационных собраниях в начале учебного года родителям были предложены анкеты, направленные на выявление актуальных тем и форм работы. Анализ полученных результатов позволил обозначить нам следующие тенденции.
Для родителей детей ясельной группы (2-3 года) наиболее актуальной стала проблематика детско-родительских отношений (33%), возрастных особенностей детей (33%) и игрушек необходимых детям (34%).
Родители детей младшей группы (3-4 года) в качестве самых интересных обозначили темы, касающиеся возрастных особенностей детей (25%), возрастных кризисов (25%), детских страхов (25%) и игрушек необходимых детям (25%).
Представляет интерес тот факт, что наиболее актуальной проблематикой, интересующей родителей детей средней группы (4-5 лет) стала подготовка к школе (33%), а так же детские страхи (33%) и возрастные кризисы (34%).
Проблемы детских страхов (33%), возрастных кризисов (34%) и подготовки к школе (33%) оказались наиболее значимыми для родителей детей старшей группы (5-6 лет).
Родители детей подготовительной группы (6-7 лет) обозначили две наиболее актуальные темы: возрастные кризисы (50%) и детские страхи (50%).
Семантический анализ тем, предложенных родителями, позволил нам расширить проблемное поле.
Организационный этап включает в себя составление перспективного плана работы, утверждение графика проведения занятий, разработку методического сопровождения (составление конспектов занятий, подбор стимульного материала).
Результаты проведенного нами анкетирования позволили обозначить наиболее актуальные темы и определить стратегию дальнейшей работы клуба.
Перспективно-тематический план работы клуба
«Родительский всеобуч»
№ |
Месяц |
Тема |
Форма проведения |
1 |
Сентябрь |
Адаптация к детскому саду. Возрастные особенности детей: какие игры и игрушки необходимы детям. |
Родительское собрание |
2 |
Октябрь |
Готовность к школе. Театральная деятельность в жизни ребенка. |
Семинар-тренинг |
3 |
Ноябрь |
Возрастные кризисы трех и семи лет: сходство и отличия. |
Тематическая консультация |
4 |
Декабрь |
Как провести выходные с ребенком. Рисунок в жизни дошкольника. |
Круглый стол |
5 |
Январь |
Детские страхи: причины и борьба с ними. |
Тренинг |
6 |
Февраль |
Методы воспитания в семье. |
Семинар-тренинг |
7 |
Март |
Эмоции ребенка и родителя. Причины их проявления. Стратегии совладания и регулирования. |
Семинар-тренинг |
8 |
Апрель |
Детские истерики и капризы. Причины и реакция на них. |
Семинар-тренинг |
9 |
Май |
Готовимся к школе. 10 вещей, которые надо успеть за лето. «Компьютер в нашей жизни.» |
Тематическая консультация |
Следующий этап – непосредственная работа родительского клуба, в рамках которого используются различные методические приемы, такие как:
O диагностические процедуры как средство для контроля эффективности программы и как средство самопонимания и самораскрытия участников;
O рефлексия как средство развития самосознания, осознания и преодоления ограничений, накладываемых стереотипами;
O информирование как средство развития, содержательного продвижения группы и ее подготовки к выполнению упражнений и процедур; проводится через раскрытие в доступной форме психологических понятий, описание случаев из собственной практики и анализ материала, возникающего «здесь и теперь»;
O психогимнастические упражнения как средство регуляции эмоционального состояния участников, расширение границ понимания, фокусирование на чувствах, развитие самосознания;
O тематическое проективное рисование как средство самовыражения, отражения в рисунке личностных проблем и внутриличностных конфликтов и последующее осознание;
O анализ ситуаций (по типу баллинтовских групп) как средство повышения компетентности участников в решении трудных жизненных ситуаций;
O элементы музыкотерапии как «музыкальный фон», направленный на создание необходимой атмосферы в группе;
O ролевые игры как средство выражения скрытых чувств, отреагирования накопленных переживаний, осознания собственных ограничений и расширения границ самосознания, отработки новых навыков и получение обратной связи;
O домашнее задание как средство стимулирования саморазвития, осмысления полученного в группе опыта, закрепления новых навыков, подготовки к следующему занятию;
O творческая визуализация как средство погружения в мир субъективной реальности, самообщения, поиска внутренних резервов, повышения самооценки;
O работа в малых группах как средство формирования чувства доверия друг к другу, обмена опытом, более глубокого раскрытия участников;
O элементы современной психотерапевтической практики (гештальт – терапия, трасактный анализ, поведенческая терапия, телесно-ориентированная терапия, НЛП) используются для эмоционального отреагирования и расширения сферы осознания своей проблематики: внутриличностных конфликтов, межличностного взаимодействия, особенностей воспитательного подхода к ребенку, а также для расширения поведенческого репертуара;
O групповая дискуссия как средство обмена знаниями и умениями между участниками, обучения конструктивному анализу реальных ситуаций, развития умения слушать и «слышать» оппонента, сопоставления противоположных позиций, рассмотрения проблемы с различных сторон.
Основной планируемый результатсостоит в оптимизации детско-родительских отношений и совершенствовании навыков воспитания.
Предлагаемая нами модель организации групповых форм работы с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения находится на стадии разработки и апробации, однако, анализ проведенных мероприятий позволяет говорить об эффективности предложенной стратегии и достижении, в ходе работы, поставленных целей и задач.
Список литературы
1. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – 168с.
2. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования)/http://rospsy.ru/node/1878
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) /http://base.garant.ru/70512244