Материал для обсуждения (подготовлен МГППУ)
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Вводные замечания
Предварительное профессионально-общественное обсуждение позволило обобщить перечень необходимых компетенций педагога-психолога, их соответствие требованиям профессионального стандарта педагога-психолога (см. далее в тексте), которые следует учесть при проектировании и реализации программ профессиональной подготовки педагога-психолога, а также при разработке примерных основных программ профессиональной подготовки ОПОП. Дальнейшее обсуждение на пилотных площадках позволит определить полноту предлагаемого перечня и степень соответствия формируемых компетенций как ожидаемых образовательных результатов профессионального образования трудовым действиям профессионального стандарта.
ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СООТВЕТСТВИИ С ПРОФСТАНДАРТОМ.
Перечень компетенций, необходимых для выполнения трудовых действий ПС педагога-психолога
(для освоения бакалавром в процессе обучения)
№ |
ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ по профстандарту педагога-психолога |
Требуемые компетенции и их соответствие уровню выпускника ОПОП Бакалавриата |
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ |
Трудовая функция «Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ»
|
1. |
Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей. |
Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей. |
2. |
Разработка программ развития универсальных учебных действий, программы воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционной программы. |
Невыполнимо. |
3. |
Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников. |
Невыполнимо |
4. |
Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей. |
Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей. |
5. |
Разработка и реализация личностной и метапредметной составляющей мониторинга результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленных федеральными государственными образовательными стандартами. |
Выполнимо частично, только в части реализации мониторинга.
Реализация личностной и метапредметной составляющей мониторинга результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленных федеральными государственными образовательными стандартами. |
6. |
Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты). |
Выполнимо частично, еще нет навыков написания психологических заключений.
Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы и отчеты) |
Трудовая функция «Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности
образовательной среды образовательных организаций» |
1. |
Психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности.
|
Психологический мониторинг и анализ по заданным параметрам эффективности использования методов и средств образовательной деятельности. |
2. |
Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды. |
Психологическая экспертиза по заданным критериям программ развития образовательной организации. |
3. |
Консультирование педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся. |
Невыполнимо. |
4. |
Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса. |
Невыполнимо. |
5. |
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты). |
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы и отчеты). |
Трудовая функция «Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса» |
7. |
Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам. |
Консультирование обучающихся по проблемам профессионального самоопределения, коммуникативных трудностей, возникающих в коллективе. |
8. |
Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по взаимоотношениям в трудовом коллективе и другим профессиональным проблемам. |
Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по взаимоотношениям в трудовом коллективе и другим профессиональным проблемам. |
9. |
Консультирование педагогов, преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для построения индивидуального образовательного маршрута обучающихся с особыми образовательными потребностями. |
Консультирование преподавателей (педагогов), по вопросам индивидуальных особенностей обучающихся с особыми образовательными потребностями, с целью разработки и реализации преподавателем (педагогом) эффективного образовательного маршрута. |
10. |
Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам. |
Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам. |
11. |
Консультирование администрации образовательного учреждения, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся. |
Консультирование администрации образовательного учреждения, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся. |
12. |
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты). |
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты). |
Трудовая функция ««Коррекционно-развивающая работа с обучающимися» |
1. |
Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении |
Реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении |
2. |
Организация и совместное осуществление педагогами, дефектологами, логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации |
Совместное осуществление с педагогами, дефектологами, логопедами, социальными педагогами под руководством педагога-психолога или супервизора психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации |
3. |
Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся |
Реализация под руководством педагога-психолога или супервизора планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся |
4. |
Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся |
Участие в проектировании совместно с педагогами, дефектологами, логопедами, социальными педагогамииндивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся |
5. |
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
Ведение под руководством педагога-психолога или супервизорапрофессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, отчеты) |
Трудовая функция «Психологическая диагностика обучающихся»
|
6. |
Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы |
Психологическая диагностика с использованием современных образовательных технологий включая информационные образовательные ресурсы |
7. |
Скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития обучающихся, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи |
Невыполнимо |
8. |
Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся |
Составление психолого-педагогических заключений по результатам диагностического обследования |
9. |
Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов |
Определение степени нарушений в психическом, личностном и социальном развитии обучающихся |
10. |
Изучение интересов, склонностей, способностей обучающихся, предпосылок одаренности |
Изучение интересов, склонностей, способностей обучающихся, предпосылок одаренности |
11. |
Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей обучающихсяв соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня |
Осуществление с целью помощи в профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня |
12. |
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
Ведение профессиональной документации (протоколы, журналы, психологические заключения) |
Трудовая функция «Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса»
|
6. |
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организацийс современными исследованиями в области психологии младшего школьного, подросткового, юношеского возраста. |
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организацийс современными исследованиями в области психологии младшего школьного, подросткового, юношеского возраста. |
7. |
Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности. |
Информирование субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности. |
8. |
Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей(законных представителей)с основными условиями психического развития ребенка (в ходе консультирования, педагогических советов). |
Ознакомление педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей(законных представителей)с основными условиями психического развития ребенка (в ходе педагогических советов). |
9. |
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления. |
Ознакомление педагогов, преподавателей и администрации образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления. |
10. |
Просветительская работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления. |
ТД невыполнимо. |
11. |
Информирование о факторах, препятствующих развитию личности обучающихся, воспитанников, и о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи.
|
Информирование о факторах, препятствующих развитию личности обучающихся, воспитанников, и о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи.
|
12. |
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты). |
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы и отчеты). |
Трудовая функция «Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)» |
13. |
Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся |
Выявление базовых условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся |
14. |
|
Участие в мониторинге и проектировании образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития, обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер |
15. |
Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения |
Участие в проводимых совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения |
16. |
Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости и оценка результатов применения сберегающих здоровье образовательных технологий |
Участие в реализации и оценка результатов применения базовых сберегающих здоровье образовательных технологий |
17. |
Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новую образовательную ступень, в новое образовательную организацию и др.) |
Проведение мониторинга психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям субъектов образовательного процесса (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новую образовательную ступень, в новое образовательную организацию и др.) |
18. |
Разработка рекомендаций для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении |
Проведение мониторинга социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении |
19. |
Ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) |
Ведение текущей профессиональной документации (протоколы, журналы, участие в написании психологических заключений и отчетов) |
Примечание: курсивом выделены варианты формулировок компетенций
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ РЕЗУЉТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
Перечень требуемых компетенций как ожидаемых результатов подготовки системе ВО в результате освоения ОПОП по принятому ФГОС в принятых для ФГОС формулировках (по содержанию согласованных с трудовыми действиями «ПС педагог-психолог» - см. выше)
В результате освоения Программы ОПОП бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. При этом необходимо иметь в виду следующее.
1. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:





способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции;
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;
способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности;
способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности;
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
способностью к самоорганизации и самообразованию;
способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.
2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать
следующими общепрофессиональными компетенциями:
способностью учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;
готовностью применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях;
готовностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;
готовностью использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного,
младшего школьного и подросткового возрастов;
готовностью организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую;
способностью организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;
готовностью использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе;
способностью понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;
способностью вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития;
способностью принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач;
готовностью применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов;
способностью использовать здоровьесберегающие технологиив профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства;
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности 
на основе информационной и библиографической культуры с применением
информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований
информационной безопасности.
3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими специализированному виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
педагогическая деятельность в дошкольном образовании:
способностью организовывать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста;
готовностью реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ;
способностью обеспечивать соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в соответствующих видах деятельности;
готовностью обеспечивать соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательной организации;
способностью осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной деятельности и взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
способностью осуществлять взаимодействие с семьей, педагогическими работниками, в том числе с педагогом-психологом, образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;
педагогическая деятельность в начальном общем образовании:
способностью организовывать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность школьников младших классов, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы;
способностью проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение образовательной
деятельности;
способностью участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
готовностью создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в образовательной организации; 
готовностью организовывать индивидуальную и совместную образовательную деятельность обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ;
готовностью во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования;
готовностью осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в образовательной деятельности и в общении со сверстниками;
способностью эффективно взаимодействовать с родителями (законными представителями), педагогическими работниками, в том числе с педагогом-психологом образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития учеников;
социально-педагогическая деятельность в ОО:













готовностью к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося;
способностью к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся;
способностью составлять программы социального сопровождения и поддержки обучающихся;
способностью участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов;
готовностью выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства;
владением методами социальной диагностики;
способностью выступать посредником между обучающимся и различными
социальными институтами;
деятельность по психолого-педагогическому сопровождению общего образования,
профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения
способностью организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (СПК-21);
готовностью применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (СПК-22);






способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (СПК-23);
способностью к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (СПК-24);
способностью осуществлять психологическое просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей (СПК-25);
способностью эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками образовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития детей (СПК-26);
способностью выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (СПК-27);
способностью формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (СПК-28);
готовностью руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся (СПК-29);
способностью использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности (СПК-30);
способностью проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (СПК-31);
деятельность по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ:
способностью организовать совместную и индивидуальную деятельность
детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями (СПК-32);
готовностью применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие
решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (СПК-ЗЗ); 
способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации об истории развития и заболевания детей с ОВЗ (ГК-34);
способностью контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями (законными представителями) (СПК-35); 
способностью осуществлять психологическое просвещение педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития (СПК-З6);
способностью эффективно взаимодействовать с педагогическими работниками общеобразовательных организаций и другими специалистами по вопросам развития обучающихся в коммуникативной, игровой и образовательной деятельности (СПК-37);
способностью собирать и готовить документацию о ребенке для обсуждения его проблем на психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательной организации (СПК-38).
ДЛЯ РАЗРАБОТЧИКОВ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Необходимо иметь в виду, что при разработке программ ОПОП бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата с учетом требований соответствующего профстандарта, включаются в набор требуемых (ожидаемых) результатов освоения программы бакалавриата.
При разработке программы ОПОП бакалавриата образовательная организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности (профиля) программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности в соответствии с требованиями профстандарта, особенностями и задачами образовательной организации.
При разработке программы ОПОП бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
Исходя из сказанного выше, пилотным регионам предлагается решить следующие задачи:
1. Оценить перечень компетенций с точки зрения их соответствия трудовым действиям профстандарта по шкале – соответствует, не соответствует, соответствует частично.
2. Оценить значимость компетенции из перечня по шкале – важная, не важная, трудно оценить.
3. Оценить полноту перечня компетенций по шкале – требует дополнения (указать, какие компетенции надо добавить), избыточны (указать, какие компетенции следует изъять из перечня), перечень достаточен.
4. Оценить формулировку наименования компетенции по шкале – следует принять, следует изменить.
Всвязи с подготовкой новой редакции ФГОС следует указать также рекомендуемый перечень профильных примерных образовательных программ, в которые будут включены перечни компетенций как ожидаемых образовательных результатов их освоения, с учетом особенностей профессиональной деятельности педагога-психолога.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, Уровень высшего образования БАКАЛАВРИАТ, Направление подготовки 44.03.02 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1457 от 14 декабря 2015 г.